Прокат электросамокатов- Кикшеринг как каршеринг только самокаты. Как ими пользоваться?

В Москве четыре крупных игрока кикшеринга — Whoosh, Urent, «Карусель» и lite. « Трушеринг» сравнил условия сервиса этих операторов и проанализировал, могут ли они составить друг другу реальную конкуренцию.

Сколько стоит прокатиться по Москве?

Тарифы у всех четырех операторов состоят из двух частей — плата за разблокировку и оплата минут в движении (данные на сентябрь 2023 года).

Стоимость старта одинаковая — 50 рублей, а поминутная тарификация у всех разная:

В летние месяцы, когда спрос был стабильно на высоком уровне, стоимость минуты аренды самокатов показывала максимальные значения. Временами кикшеринг оказывался дороже каршеринга.

К примеру, у Whoosh цены нередко держались на уровне 9 рублей за минуту, что, с учетом его демпинга в центре Москвы, вызывало много вопросов.

В последний месяц цены у всех операторов остаются практически всегда на минимуме в будни и добираются к максимальным значениям только в выходные:

Утро буднего дня и вечер субботы: Whoosh

Утро буднего дня и вечер субботы: Urent

Утро буднего дня и вечер субботы: «Карусель»

Утро буднего дня и вечер субботы: lite

Зона, доступная для катания

Самая большая зона пользования сервисом — у Whoosh. Самокаты можно найти как внутри Садового кольца и ТТК, так и за их пределами. Особенно развито юго-западное направление:

У Urent нет зоны в пределах Садового, и вообще не охвачены юго-западные и западные районы. Активней всего сервис распространяется на юго-восток:

У «Карусели» и lite количество самокатов значительно меньше, поэтому первая представлена в основном только в пределах ТТК, за исключением юго-востока, а вторая — чуть дальше Садового кольца:

В Москве операторы кикшеринга не могут самостоятельно выбирать зоны, в которых будет эксплуатироваться сервис. Для их запуска необходимо получить специальное разрешение. При этом в случае отказа компаниям не называют какие-то определенные причины.

За кикшеринг решают, где именно можно эксплуатировать самокаты, что негативно сказывается на конкуренции.

Какие самокаты есть в парке операторов кикшеринга

Парк Whoosh — самый большой по данным на начало сентября. На улицах Москвы выставлено порядка 3000 самокатов на базе Ninebot.

У Urent всего 16 000 самокатов во всех регионах присутствия (порядка 15 городов), сколько точно в Москве — узнать не удалось.

В парке «Карусели» около 1000 самокатов, разработанных специально для шеринга.

Парк шеринга lite самый малочисленный среди четырех операторов и составляет 800 самокатов FitRider.

Может ли Москва стать мировым лидером кикшеринга?

В прошлом году настоящий бум кикшеринга случился в Польше — сервис охватил 19 городов, а суммарное количество самокатов было около 11 000 единиц. В стране появилось не только множество местных игроков, но и такие «тяжеловесы» как Bird и Lime.

Средняя плата за разблокировку в Польше — 40-50 рублей, минута аренды — 7-9 рублей. Это сопоставимо с ценами, которые устанавливают российские игроки рынка.

Возможен ли в России и, в частности, в Москве, подобный бум кикшеринга? В Польше есть два момента, которые отличают сервис от российского: оставлять самокаты можно где угодно, а со стороны администраций городов нет каких-то дополнительный ограничений (кроме законодательного запрета передвижения по велодорожкам). Это весомые аргументы в пользу развития конкурентной среды.

В Москве пока конкуренция довольно условная — большая часть операторов сосредоточена в центре города, но при этом есть несовпадение по зонам, что исключает прямую конкуренцию игроков и дает возможность удерживать нужные и не всегда адекватные цены.

Интересней ситуация складывается в Санкт-Петербурге, где не нужно получать специального разрешения от администрации города. Там на момент написания статьи было пять основных операторов кикшеринга, четыре из которых появились в этом году.

В июне, когда мы проводили тест-драйв питерского кикшеринга, в городе было только два оператора, предлагающих аренду электросамокатов — Whoosh и Molnia. Во время максимально спроса (середина выходного дня) минута аренды у Whoosh стоила 9 рублей, а у Molnia по схожему тарифу — 7 рублей.

На текущий момент, когда количество игроков значительно увеличилось, цены у операторов сравнялись. Возможно, изменение стоимости вызвано окончанием сезона, но исключать факт конкуренции тоже не стоит.

Сможет ли московский кикшеринг стать лучше?

Очевидно, что в Москве операторов для реальной конкуренции не хватает одинаковых условий по части зоны пользования, а также количества игроков рынка. Мировой опыт, а также пример Санкт-Петербурга показывают, что для развития услуги в целом нужно здоровое противостояние между компаниями. Оно не только привело бы к адекватному ценообразованию, но и повысило бы качество сервисов.

Стоит и учесть опыт каршериговых компаний в Москве, когда на пике развития сервиса в городе работали 15 компаний. Для них не вводились какие-то ограничения по зонам эксплуатации, при этом каждая компания формировала свою тарифную сетку и подход к клиентам.

Здоровая конкуренция позволила каршерингу стабильно развиваться на протяжении более чем пяти лет.

Не отвечает нынешний московский кикшеринг и понятию транспорта последней мили. Электросамокаты чаще всего используют, чтобы покататься, а не для того, чтобы добраться домой или на работу от метро.

Чтобы самокаты стали полноценной частью инфраструктуры города, необходимо не только расширять парк, но и развивать инфраструктуру: специальные дорожки и парковки. Также стоимость поездки по типичному маршруту не должна превышать 100 рублей — только в таком случае клиенты будут использовать электросамокаты как транспорт последней мили.

Идея проката самокатов (особенно электросамокатов) в большом российском городе прижилась: пробки накладывают ограничения на автомобильное движение (и, как следствие, на каршеринг), а почти полное отсутствие велодорожек — на велопрокат. При этом электросамокаты, пока их использование еще не ограничили законодательно, вписываются в городской ландшафт идеально — темп передвижения почти такой же, как на велосипеде, но даже крутить педали не надо и можно ездить по пешеходным дорожкам. Да, это не всегда безопасно, и постепенно страх населения по отношению к этому виду электротранспорта растет: все-таки когда на скорости более 20 км/ч кто-то мчит по тротуару — возникают резонные вопросы. Но пока количество электросамокатов – как частных, так и общих – в крупных городах непрерывно растет.

В этой статье мы попробуем разобраться в сервисах проката электросамокатов, работающих в Москве. Время непрерывно расширяющегося «зоопарка» кикшеринговых (слово “kicksharing” образовано от “kickscooter sharing” — “шеринг самокатов”) компаний закончилось. Рынок стабилизировался, и его большую часть заняли три крупных компании с самым большим парком самокатов и ареалом их обитания: Urent, Whoosh и “Яндекс Go”. Но и мелкие фирмы еще остаются на рынке — правда, в формате более локальном, часто с привязкой к конкретному району или округу. Мы протестировали основные сервисы и рассказываем, что и как в Москве с самокатами. Впрочем, многие из перечисленных сервисов доступны и в других городах России.

Whoosh

Охват: все пространство внутри МКАД + Новая Москва + отдельные города Подмосковья.

Стоимость: 50 рублей старт + 7 рублей в минуту. Депозит — 500 рублей.

Самокаты: по большей части Xiaomi PRO и Ninebot Max Plus.

Дебютировав в 2019 году в отдельных районах Москвы, сеть Woosh разрослась уже до присутствия в 31 городе России, общее число самокатов — около 50 тысяч. В Москве, которая нас и интересует в рамках этой статьи, Woosh если не лидирует по их количеству, то точно находится в тройке наряду с «Яндекс. Go» и «Юрент».

Приложение у Woosh удобное, понятное, работает быстро: в нем можно как выбрать конкретный самокат (и посмотреть уровень его заряда — это базовая функциональность, присущая всем кикшерингам, дальше мы о ней упоминать не будем), так и бесплатно забронировать его на 10 минут. Тариф только один — 50 рублей за старт и от 6 до 8 рублей за минуту в зависимости от района и текущей скидки или, наоборот, наценки в периоды максимальной загруженности. Можно оформить подписку, которая убирает плату за старт, увеличивает бронь до 20 минут, позволяет менять разрядившийся самокат без доплат и так далее. Стоит подписка 199 рублей за 7 дней и 499 рублей за 30 дней. Брать и сдавать самокаты можно на специальных парковках.

Чтобы взять самокат, можно как выбрать его в приложении (и подать звуковой сигнал самому себе, чтобы не перепутать), так и просто навести камеру на QR-код на его руле. Раньше у Woosh была проблема с возвратом: для того чтобы сдать самокат, надо было найти его по Bluetooth вручную на своем смартфоне — и приходилось перебирать уйму вариантов подключенных к смартфону устройств. Я с такой проблемой не столкнулся — как минимум с iPhone самокат соединяется самостоятельно и отключается тоже сам.

Когда сдаешь самокат, надо закрыть замок, сфотографировать самокат и выслать фото в приложение. Самокаты порой немного потрепанные, но не могу сказать, что у других сервисов они сильно свежее — неизбежная особенность проката любой техники. Whoosh, как бы то ни было, явно обновляет парк — модели довольно свежие, Xiaomi Mijia m365, с которыми сервис начинал, уже заменены гораздо более мощными Xiaomi PRO и Ninebot Max Plus.

«Юрент»

Охват: все пространство внутри МКАД + Новая Москва + ряд городов Подмосковья.

Стоимость: 45 рублей старт + 5,5-9 рублей в минуту (в зависимости от района, тариф «Поминутный»), 300-700 рублей на час (в зависимости от района и времени), 1 000-1 500 за тариф «Пока не сядет». Проездной Daily позволяет за 590 рублей в день пользоваться самокатами неограниченно, но каждая поездка должна длиться не более 40 минут.

Самокаты: Ninebot Max Plus, Citybird T2.

Самый старый и распространенный в России сервис самокатов. Стартовав на юге России в 2018 году, теперь «Юрент» доступен более чем в 80 городах России — причем компания работает по франшизе, что позволяет расширять бизнес почти неограниченно.

Особенность сервиса — плавающая стоимость аренды самокатов: в каких-то местах в спокойное время можно покататься недорого, а в центре Москвы вечером придется заплатить в два раза больше за поминутную аренду. Также есть несколько дополнительных тарифов — для почасовой аренды и дневной «проездной». Можно даже взять самокат до тех пор, пока он не разрядится. Стоимость также плавает. Имеется подписка Plus, делающая старт аренды бесплатной, стоит она в данный момент 149 рублей за месяц. Также благодаря интеграции с МТС эта подписка будет стоить дешевле, если вы подписаны на пакет МТС Premium.

Парк самокатов самый обширный в России — но в Москве, по ощущениям, самокатов чуть меньше, чем у Whoosh и «Яндекса». Впрочем, ощущения могут быть ложными. Самокаты — в основном Ninebot Max Plus, как и у конкурентов, но можно нарваться на заметно менее мощные Citybird T2. Приложение работает более медленно, чем у Whoosh и «Яндекса», — порой заметно подтормаживает. Можно забронировать самокат дистанционно, можно выбрать его на месте, наведя камеру на QR-код. Сдавать самокаты можно в местах парковки — надо закрыть замок, сфотографировать самокат и выслать фото в приложение. По Bluetooth к смартфону самокат не привязывается.

«Яндекс Go»

Охват: все пространство внутри МКАД + Люберцы.

Стоимость: 50 рублей старт + 6 рублей в минуту (тариф «Поминутный»), фиксированная цена при поездке в указанную точку (тариф «Фикс»). Депозит — 500 рублей.

Самокаты: Ninebot Max Plus.

Свежий, но, пожалуй, самый масштабный (как минимум в Москве) сервис. Стартовав летом 2021-го в Хамовниках (собственно, возле офиса «Яндекса»), сейчас он расширился до всей Москвы и двух крупных городов в придачу (Санкт-Петербург, Краснодар).

Главный плюс прокатного сервиса «Яндекса» — в том, что не нужно качать отдельное приложение, кикшеринг прячется внутри «Яндекс Go» во вкладке «Самокаты». Да, конечно, существует много противников «приложений сразу для всего», но в данном случае это определенно удобно — не нужно дополнительно регистрироваться, вводить данные карточки и так далее. Просто нашли самокат на карте, подошли к нему, навели смартфон на QR-код, выбрали тариф — и вперед.

Самокатов в Москве очень много — не могу сказать, больше или меньше, чем у Whoosh или Urent, но точно сравнимое количество. Есть во всех районах Москвы. Брать и оставлять их надо в специальных местах парковки, как и Whoosh с Urent, – оборудованы специальные зоны. Чтобы сдать самокат, надо закрыть замок, сфотографировать самокат и выслать фото в приложение. Bluetooth никак не задействован. Для подписчиков «Яндекс. Плюс» предусмотрены дополнительные опции: бесплатный старт, бесплатная пауза в поездке (без этого можно оставить самокат за собой «на паузе», но по обычной цене — 6 рублей в минуту), 10% кешбэка баллами.

MATUR. City

Охват: северо-запад Москвы + Химки, Красногорск, Новогорск.

Стоимость: от 0 до 70 рублей старт + от 1 до 8 рублей в минуту. Депозит — 100 рублей.

Самокаты: Ninebot Max Pro, Ninebot Max Plus.

Компания, работающая исключительно по франшизе и занимающаяся разными сервисами проката (от автомобилей до строительных инструментов). Самокаты в данный момент представлены в Уфе, Сочи, Адлере, Ростове и Москве. В Москве при этом сервис представлен очень локально — только на северо-западе (Тушино, Митино) и в ближнем Подмосковье в том же регионе (Красногорск, Химки, Новогорск).

Приложение совсем простое, опций по тарифам нет, зато стоит, как правило, совсем недорого, депозит небольшой (впрочем, у «Яндекса» его совсем нет). Главный плюс самокатов MATUR. City – их можно оставлять не на специальных парковках (они вообще не оборудованы), а в предназначенных для этого зонах, что намного удобнее. И закрывать замок, как ни странно, необязательно, достаточно сфотографировать оставленный самокат в приложении.

Самокаты свежие и достаточно мощные, с этим у MATUR. City проблем нет.

⇡#Lite

Охват: юг Москвы + отдельные регионы Новой Москвы.

Стоимость: 50 рублей старт + 5-7 рублей в минуту. Депозит — 300 рублей.

Сервис, «отпочковавшийся» от каршеринга YouDrive еще в 2018 году, так и не стал по-настоящему серьезным конкурентом Whoosh и «Юрент» – охват очень небольшой (немного в Москве + Сочи и Красная поляна).

Lite, словно соответствуя своему названию, предоставляет весьма «легкий» набор услуг: стандартный поминутный тариф с ожидаемыми расценками (не ниже, чем у конкурентов, в отличие от другого локального сервиса MATUR. City), отсутствие каких-то интересных подписок — можно разве что кидать деньги на счет, чтобы не платить каждый раз с карты.

Приложение — пожалуй, худшее из всех, с которыми нам пришлось столкнуться во время подготовки материала: работает очень медленно, сильно подтормаживает и перегружает смартфон (он перегревается). Зато есть приятная опция в плане самих самокатов — их можно оставлять в любом месте прокатной зоны, а не только на специальных парковках.

⇡#E-Motion

Охват: ВДНХ, Одинцово, Пушкино, Сокольники.

Стоимость: 0 рублей старт + 3-6 рублей в минуту.

Самокаты: Ninebot Max.

Очень своеобразный сервис родом из Крыма, который присутствует в Москве вроде в самых разных местах, но при этом везде мало самокатов — найти доступный непросто. Особенность сервиса в том, что самокаты оставляются не просто на парковке, а на точках зарядки, так что, как правило, если вы все же нашли самокат E-Motion, он заряжен не менее чем на 75%. По сравнению с разряженными порой едва ли не в ноль «вушами», «юрентами» и «яндекс-самокатами» — неплохой бонус.

Еще один бонус — отсутствие платы за старт. Минута при этом стоит от 3 до 6 рублей. Действительно недорого. Приложение быстрое и достаточно удобное — отметим, что все доступные самокаты можно вывести списком, а не искать на карте (но зачем?). Вариаций по тарифам нет.

⇡#Ecoway

Охват: юго-восток Москвы (Нагатино, Коломенское).

Стоимость: 0 рублей старт + 5 рублей в минуту или несколько «Проездных» (130 рублей за 30 минут, 200 рублей за 45 минут, 250 рублей за 1 час). Депозит — 500 рублей.

Самокаты: модель не уточняется.

Сервис, про который почти невозможно найти подробную информацию — ни выяснить модель самокатов (больше всего похожи на Xiaomi Mijia M365), ни узнать историю компании. Сайт сделан в 2018 году — но тогда ли Ecoway начал свою деятельность? Где еще представлены самокаты компании, кроме как в одном районе Москвы (на карте найти больше нигде не удалось)?

По своей же сути Ecoway больше всего походит на MATUR. City – локальная представленность, отсутствие платы за старт, невысокая поминутная стоимость. Самокаты не очень мощные, парковать их надо в специальных местах, а не бросать где угодно в пределах прокатной зоны. Приложение быстрое, не в пример Lite, но, скажем так, минималистичное. Если вы живете и/или работаете в Нагатинском районе — вполне нормальный вариант. Но вдвоем на самокате не прокатишься — нагрузка ограничена 100 килограммами.

⇡#Eleven

Стоимость: 50 рублей старт + 6 рублей в минуту.

Самокаты: Eleven Scooter.

Белорусский сервис проката самокатов, запущенный в Минске в 2019 году и локально вышедший на российский рынок: самокаты этой компании можно найти в Краснодаре, Адлере, Санкт-Петербурге и в Сколково. Так что технически можно отнести его к доступным в Москве кикшерингам.

Самое интересное у Eleven – это сами электросамокаты, фирменной конструкции: со съемными батареями, что позволяет быстрее их обслуживать, надувными колесами и с мощными электромоторами. Самокаты действительно отличные — жаль, что так мало распространены.

Сам сервис вполне стандартный: приложение понятное и быстрое, вариаций по тарифам нет (поминутная тарификация + 3 минуты за простой самоката, если вы хотите его зарезервировать), зато есть возможность групповых поездок по специальным ценам и подписка, убирающая плату за каждый старт, — от 79 рублей в день до 499 рублей в месяц. И да, самокаты можно оставлять не у точек парковки, а где угодно в зоне проката.

⇡#«Бумеранг»

Охват: Зеленоград, санаторий «Энергия».

Стоимость: 75 рублей старт + 6 рублей в минуту или 300 рублей в час.

Самокаты: Bumerang Pro.

Еще одна локальная компания, представленная в Московском регионе исключительно в Зеленограде и в районе санатория «Энергия». Ее роднит с другими «замкадниками», Eleven, также использование самокатов собственной конструкции — тоже со съемными емкими батареями, но со стальным корпусом.

Приложение не предлагает разнообразных опций или подписок — все предельно просто: карта с расположенными на ней самокатами. Можно искать себе самокат так, можно подойти и считать QR-код. Тарифа два — поминутный (совсем недешевый, у «Бумеранга» самая высокая стоимость старта) или почасовой (час стоит 300 рублей). Оставлять самокат нужно в специально обозначенных парковочных зонах. Можно было бы назвать «Бумеранг» лучшим (и единственным) способом покататься на электросамокате в Зеленограде, но в этом городе также представлены Whoosh и «Юрент».

Электросамокаты становятся все популярнее. С 1 марта 2023 года по новым ПДД на них можно кататься со скоростью не более 25 . Собрали сервисы, в которых можно арендовать самокат в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах.

Данные актуальны на момент публикации и обновления материала

Кикшеринг — это краткосрочная аренда электросамокатов. Она особенно популярна в весенне-летний сезон.

В России услуги кикшеринга предоставляют десятки компаний, от гигантов вроде «Яндекса» до совсем локальных. Это огромная индустрия, которая постоянно развивается. Объем российского рынка кикшеринга составил 13,3 млрд рублей по итогам 2022 года. Ожидается, что к 2025 году он вырастет еще втрое.

Арендовать самокат можно с помощью приложения буквально за минуту. Права не нужны, но все равно важно знать и соблюдать правила — с 2023 года они прописаны в ПДД. Рассказываю, какие сервисы проката бывают, сколько стоит взять самокат в аренду и как сэкономить на поездке.

Как арендовать электросамокат?

Чтобы взять самокат напрокат, понадобятся смартфон и банковская карта.

Вот как все устроено по шагам:

На карте в приложениях можно найти самокаты поблизости и проверить, где именно их можно припарковать

После того как вы накатаетесь, поездку нужно будет правильно завершить. Вот как это сделать:

Если вдруг у вас разрядился телефон, оставьте электросамокат на парковке и постарайтесь в ближайшее время зарядить смартфон и завершить поездку. После этого обратитесь в службу поддержки сервиса. Обычно там идут навстречу клиентам и пересчитывают списанную сумму.

Бывает, что во время поездки нужно временно оставить самокат: например, зайти в магазин. В этом случае можно использовать режим ожидания. У самоката заблокируется переднее колесо, и им никто не сможет воспользоваться. Стоит помнить, что минуты аренды будут считаться даже во время ожидания. У каждого сервиса свои особенности. Например, электросамокаты «Юрента» могут находиться в режиме ожидания не более 60 минут. После этого аренда автоматически завершится.

Как рассчитывается цена поездки

Перед началом поездки вносится депозит. На карте блокируется определенная сумма, от 100 до 500 рублей. В конце аренды деньги вернутся на счет. В стоимость проката они не входят.

Итоговая цена поездки складывается из нескольких частей. Вот за что придется заплатить:

На самокаты можно оформить абонемент. Подписка становится выгодной, если вы часто пользуетесь самокатом. Абонементы бывают разные в зависимости от сервиса. Например, у Urent есть подписки на месяц, три месяца и полгода; главная фишка — бесплатная активация самоката. У Whoosh есть недельная и месячная подписки: в них тоже не нужно платить за старт поездки, а бронировать устройство можно на двадцать минут вместо десяти.

Выгоднее всего оформлять подписку, если вы часто арендуете электросамокаты. Для тех, кто катается пару раз в месяц, экономии уже не будет

Чтобы водить электросамокат, не нужны регистрация в ГИБДД, полис ОСАГО или водительское удостоверение. Однако для безопасности всех участников дорожного движения стоит знать и соблюдать правила.

С 1 марта 2023 года в России начали действовать новые поправки в ПДД. Среди них прописаны и правила, которые относятся к электросамокатам. Теперь у них есть правовой статус — средство индивидуальной мобильности (СИМ). включили электроскейтборды, гироскутеры и сегвеи. Водители самокатов становятся «лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности». При этом они переходят в категорию пешеходов, если начинают везти самокат рядом.

Если не соблюдать правила, можно получить штраф от ГИБДД и сервиса проката. Вот что стоит знать.

🛴 На электросамокатах нельзя ездить быстрее . В сервисах кикшеринга ограничение вшито в программное обеспечение. Тем, кто приобрел устройство сам, за скоростью придется следить самостоятельно. В специально отведенных «медленных зонах» двигаться разрешено не быстрее

👥 На электросамокате нельзя ездить вдвоем. Это условие всегда было прописано и в правилах прокатных сервисов. Также на самокатах нельзя перевозить тяжелые грузы. Если вы взяли с собой вещи, они не должны выступать за пределы устройства больше чем на полметра.

🪶 Можно ездить по тротуарам и велодорожкам, если самокат весит меньше 35 кг. Если устройство тяжелее — только по дороге. Это правило в меньшей степени относится к кикшерингу, потому что там не используются модели тяжелее 35 кг.

👶У электросамокатов появились ограничения по возрасту. Дети до семи лет могут передвигаться на самокатах везде, кроме велосипедных зон, обочин и дорог — и только в сопровождении взрослого. Дети могут ездить самостоятельно, но не по обочинам и дорогам. С 14 лет водитель считается взрослым, у него нет дополнительных ограничений, он должен лишь соблюдать все остальные правила.

🛣️ На самокате можно ездить по тротуару, если рядом нет велосипедной дорожки или полосы. Водитель при этом обязан уступать дорогу пешеходам. правило работает, если водитель сопровождает ребенка младше 14 лет, едущего на самокате. Передвигаться по правому краю проезжей части дороги можно, если скутер оборудован тормозной системой, звуковым сигналом и световозвращателями.

 

Как выбрать кикшеринговый сервис

В России десятки компаний, у которых можно арендовать электросамокат. Среди них есть тройка крупнейших: Whoosh, «Юрент» и «Яндекс Go». Они занимают около 94% рынка кикшеринга. С ними конкурируют компании поменьше, которые пытаются придумать собственные фишки.

Они различаются парком самокатов, условиями проката и покрытием сервиса. Рассказываем о нескольких популярных.

Один из самых популярных кикшеринговых сервисов России, в парке насчитывается более 30 тысяч устройств. Самокаты представлены сразу в трех моделях. S — 14 кг, его можно легко перенести через бордюр или везти рядом по переходу, у него высокая маневренность. M — 19 кг, на нем установлены увеличенные колеса. L — 35 кг, менее маневренен, зато более устойчив и хорош для поездок на длинные дистанции.

Одно из главных преимуществ приложения Whoosh — простота в использовании и удобные карты, на которых наглядно показано покрытие и «медленные зоны».

Компания закупает самокаты от Segway-Ninebot, Xiaomi и OKAI. После этого, как говорится на сайте, устройства «сильно кастомизируют». С 2023 года у Whoosh также есть аренда электровелосипедов, пока она работает только в Санкт-Петербурге и Московской области.

У «Юрента» самый крупный парк электросамокатов в России — более 80 тысяч по всей стране. Есть стандартный поминутный тариф, есть и почасовой. В 2023 году появился тариф «Пока не сядет». В нем устройство можно использовать до 12 часов. Из них примерно три часа займут поездки, а остальное время придется использовать режим ожидания.

В парке моделей электросамокатов «Юрента», как и у Whoosh, можно встретить Segway-Ninebot и OKAI. В этом году у компании появилось новое устройство от Ninebot. В нем установлен улучшенный трекер, который помогает точнее отслеживать самокат и снижать скорость в специальных зонах. Также у новых моделей есть поворотники и два экрана: один показывает скорость движения, уровень заряда самоката и статус поворотников, а второй — информацию о поездке.

В кикшеринге от «Яндекса» есть и поминутный тариф, и фиксированный. Последний работает, как в такси: если вы знаете финальную точку поездки, цена отразится заранее. У самокатов есть держатель с беспроводной зарядкой. Это как минимум защитит от ситуации, когда нужно завершить поездку и вернуть электросамокат на стоянку, а смартфон разряжен. Также у сервиса нет депозита, а в приложении можно забронировать до трех самокатов одновременно.

В 2023 году парк устройств «Яндекс Go» пополнился новыми моделями Ninebot Max Plus. Для них «Яндекс» сделал специальные трекеры — они автоматически снижают скорость, если рядом много людей. Кроме того, в компании разработали собственные самокаты Wind. У них высокие подвески, чтобы устройство не цеплялось за бордюр, широкий руль, двойные амортизаторы и крючок для сумки.

Чтобы арендовать самокат в Matur. City, не обязательно даже скачивать приложение — достаточно отсканировать камерой телефона. Но в этом случае и набор функций будет меньше. Чтобы завершить поездку, не нужно искать специальную парковку. Можно оставить устройство в большой зоне, выделенной на карте голубым и зелёным цветами.

В парке устройств Matur. City есть самокаты от Ninebot и OKAI последних моделей. Главный минус сервиса — малое покрытие по городам.

Электросамокаты Lite, как и устройства Matur. City, можно оставлять в отмеченных зонах, а не только на парковках. При этом само приложение, судя по отзывам, может подтормаживать. Еще пользователи жалуются на не всегда отзывчивую техподдержку. Покрытие по городам также небольшое.

В сервисе используют электросамокаты Ninebot Max Pro. Поминутный тариф и цены стандартные.

Электросамокаты пришли на российский рынок в 2018 году, а уже в 2022 стали неотъемлемой частью больших городов с развитой транспортной инфраструктурой. По данным исследования агентства «Трушеринг», рынок аренды электросамокатов вырос на 200-230% только за последний год.

В этом материале мы разберёмся, почему аренда электросамокатов стала такой популярной, а также поделимся пошаговым планом по открытию кикшеринг-бизнеса. Enjoy!

Что такое кикшеринг и чем он отличается от аренды «по договору»

Кикшеринг — модель краткосрочной аренды электросамокатов. Она отличается от привычной аренды транспорта «по договору» тем, что не требует специальных усилий, разглашения персональных данных и бумажной волокиты. Пользователю больше не приходится оставлять свой паспорт или деньги в качестве залога — достаточно просто установить приложение, пройти быструю регистрацию и забрать самокат в любой удобной точке. Кикшеринг не требует посредника в виде менеджера — есть только пользователь и транспорт, без лишних действий и разговоров.

Главные преимущества кикшеринга:

Взять электросамокат в аренду через приложение зачастую дешевле, чем вызвать такси. Средний чек поездки сервиса Urent в Москве составляет 180 руб.

Взять электросамокат в аренду стало проще, чем купить чашку кофе. От пользователя требуется только зайти в приложение, выбрать удобную точку и забрать устройство.

Кикшеринг не обязывает пользователя кататься только вокруг места аренды. Самокат можно оставить в любой точке города, если она входит в географию сервиса.

Кикшеринг с точки зрения бизнеса

Если вы планируете не кататься, а катать — следующая информация для вас.

Чаще всего бизнес идея начинается с вопроса «А надо ли оно мне?». Для того, чтобы первично оценить эффективность, советуем начать по-другому — «А надо ли это людям?».

Кикшеринг нужен российским городам. По данным исследования журнала для предпринимателей Inc, кикшеринговыми сервисами пользуется более 10 миллионов человек по всей России. Электросамокаты пользуются спросом за счёт своей универсальности — они могут быть как способом развлечься, так и серьёзным транспортным средством. Шеринг электросамокатов — перспективная ниша с высокой маржинальностью.

Хорошим доходом считается 500-700 рублей с одного самоката в день. В среднем, чтобы полностью окупить вложения в бизнес, требуется около 4-5 месяцев.

Как открыть собственный кикшеринг

Шаг 1: исследование

Самое первое, что вам необходимо сделать — реалистично оценить условия, в которых вы хотите открыть бизнес. Если в вашем городе благоприятный климат, есть велодорожки, парки и тротуары, то шеринг электросамокатов — для вас. Также нужно узнать об условиях получения разрешения администрации города.

Ещё один фактор, влияющий на успех бизнеса — конкуренция. Внимательно изучите рынок и узнайте, что предлагают релевантные компании. Не забывайте про косвенных конкурентов — аренду велосипедов, например.

Шаг 2: оценка ресурсов

Для начала вам нужно посчитать расходы на технику и сотрудников.

Мы рекомендуем начинать с парка из 25 самокатов. Для шеринга используют самокаты со стационарными или съёмными аккумуляторами. Выбор второго варианта обойдётся дороже, но в будущем вы сэкономите на обслуживании. Мы рекомендуем нашим клиентам модели Ninebot-Max G30, Okai. Средняя цена одного самоката с модулем — 1000$.

Минимальное количество сотрудников на старте — 4 человека: 2 механика, которые будут заниматься обслуживанием электросамокатов, и 2 оператора, которые займутся поддержкой клиентов.

Мы советуем начинать бизнес с 2-2.5 млн рублей. Этой суммы хватит на закупку парка самокатов, оплату софта, а также на выплату зарплаты сотрудникам в первый месяц.

Шаг 3: действие

Если вы уже приняли решение об открытии собственного бизнеса, оценили риски и посчитали необходимые суммы — начинайте действовать. Закупайте самокаты, нанимайте сотрудников, и, что немаловажно, ответственно пойдите к разработке софта.

Последнюю задачу мы можем взять на себя. Среднее время запуска кикшеринг-бизнеса в Rightech — 20 дней. За это время мы подключаем ваш парк электросамокатов к облачной платформе Rightech IoT Cloud, делаем приложение для клиентов, административную панель для сотрудников — в общем, настраиваем все процессы.

При грамотном подходе к развитию собственного дела, вы сможете добиться высоких результатов. Давайте действовать вместе!

До продажи бизнеса есть ещё «как минимум» два года, а пока Whoosh подумывает о запуске в Европе и учится сам собирать электросамокаты.

Сооснователь и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко

Как оцениваете сезон? Сколько у вас было поездок, какая выручка?

Финансовые показатели пока не разглашаем. По поездкам — с начала 2021 года около 26 млн с небольшим. Может, будет 27 млн, пока рано говорить, мы ещё не везде закрылись: например, пока работаем в Москве, Питере, Ростове. На юге, то есть в Краснодаре, Сочи, Адлере и Новороссийске, работаем круглый год.

Мы довольны, был хороший сезон, открыли много новых городов самостоятельно без партнёров и без франшиз. Всегда хочется, чтобы было немного лучше, но всё хорошо получилось.

А сколько появилось новых пользователей?

У нас в сервисе сейчас зарегистрировано порядка 6,5 млн пользователей, из них около 3 млн с небольшим пришли в этом году.

Вы считаете «ядро» постоянных пользователей?

MAU около 600-700 тысяч.

Цены, себестоимость и другие траты

Вашей компании уже три года, рынку примерно столько же. Как вы считаете, за это время цены на кикшеринг уже стабилизировались или ещё будут меняться?

Сложно сказать. Наверное, будут немного корректироваться, но хочется верить, что не сильно — ни вверх, ни вниз. У нас сейчас действует динамическое ценообразование, когда цена определяется рынком — спросом, местоположением самоката и другими факторами.

Это позволяет сгладить углы, потому что цена может различаться: например, в Москве минута может стоить и 3 рубля, и 10 рублей в период высокого спроса. Наша система адаптируется под внешние условия.

Насколько цены будут меняться будущем зависит от многих факторов. Мы работаем в сегменте транспорта, а в регионах транспорт сильно дешёвый. Также есть высококонкурентный рынок такси, на который сейчас пришли китайские игроки и сильно влияют на цену. Эти события косвенно сказываются и на нас: люди сравнивают, сколько будет доехать из точки А в точку Б по цене, времени и уровню комфорта на разных видах транспорта, включая такси и самокаты.

Если такси станет ещё дешевле, то это может повлиять и на кикшеринг. А если выровняется, и его перестанут так сильно субсидировать, может, и цена самоката подрастет.

Что ещё может повлиять на цены?

Могут повлиять конкуренция, продукты других сервисов, наш продукт, количество самокатов в городе, проникновение — насколько люди продолжают принимать этот сервис как транспорт.

Получается, если конкуренция будет расти, то цены будут уменьшаться?

Не факт. Смысл всем работать в минус или с мизерной маржой? Всё-таки все собираются так или иначе развиваться. Мы не думаем, что конкуренция будет сильно просаживать рынок, скорее, будет его немного стабилизировать. Чем больше в городах катается самокатов, чем больше проникновение, тем больше люди пользуются сервисом.

Из чего складывается себестоимость аренды самоката?

Наши стоят больше $1000, IoT-модули около $100. Плюс таможня, транспорт, налоги ввозные, утилизация, деньги, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии, менять какие-то компоненты внутри.

Почему аренда самоката с меньшей себестоимостью стоит почти столько же, сколько каршеринг?

Самокат утилизируется гораздо быстрее, плюс много операционных расходов, которые связаны с тем, что его нужно в разы чаще ремонтировать, постоянно заряжать, ребалансировать.

Экономика получается такая, что цена определена не потому, что каршеринг стоит столько же, а потому что есть ряд расходов, чтобы сводить бизнес-модель. Действительно близко к каршерингу, но кикшеринг будет дешевле на сопоставимое расстояние.

По загородному шоссе на машине за десять минут можно уехать намного дальше, но в городе, когда нужно несколько кварталов проехать, на самокате получается дешевле. Надо сравнивать поездку, а не стоимость минуты.

В 2023 году вы говорили, что расходы на амортизацию составляют меньше 2% выручки в месяц. Сколько сейчас тратите на ремонт?

Меньше 10% от выручки. С 2019 года выросли затраты, отчасти потому что мы внедрили чуть больше циклов, чтобы самокат жил дольше. В 2019-м мы использовали консьюмерские модели, которые быстрее ломаются, а сейчас используем шеринговые, которые зимой проходят глубокий ремонт, мы тратим больше запчастей.

У нас есть двухнедельный цикл — если самокат проехал больше 500 км, он приезжает на техобслуживание, и тогда тоже какие-то компоненты меняются. Стоимость ремонта выросла.

Сколько у вас в среднем живёт самокат?

Должен прожить три сезона.

А как вы ещё зарабатываете? Например, сколько приносит комиссия со страховки? Сколько штрафы за парковку?

Мы берём штрафы, но это не доходная статья, а вынужденная мера, чтобы обеспечивать порядок и устойчивость работы сервиса. Мы стараемся не сразу выписывать штрафы, а делать предупреждения людям, чтобы они разобрались, что не там припарковались.

95-97% выручки приходится на продажу самой услуги. Есть небольшая выручка от страховой, есть продажа рекламы на самокате или в приложении.

Многие сервисы кикшеринга одной из главных статей расходов называют транспортировку самокатов. Как вы решаете задачу с транспортировкой?

Мы возим батареи, а не самокаты. Стараемся оптимизировать логистику, сам транспорт, на котором мы возим. Например, используем правильный тип автомобилей для перевозки батарей: гоняем не большие машины для зарядки батарей, а маленькие машины или трициклы. В следующем году будем использовать для этого велики.

Оптимизируем и процессы внутри сервисных центров, где их ремонтируют, чтобы это было эффективно: и расход запчастей, и механиков, и выработку механиков и водителей.

Михаил Долгий

Привет, меня зовут Михаил Долгий, я пользуюсь каршерингом 3 года. Пользуюсь различными сервисами по каршерингу: ситидрайв, делимобиль, BelkaCar и снял множество обзоров, которые увидите на страницах этого сайта. А вы пользуетесь каршерингом? Если да, то расскажите о вашем опыте и впечатлениях в комментариях. Буду рад обратной связи!

Оцените автора
Все о каршеринге
Добавить комментарий